\

Лабрадор раздора

Лабрадор раздора
17 Сентября 2019

Создание доступной среды на транспорте стало главной темой круглого стола, который провел общественный совет при госкомитете республики по транспорту и дорожному хозяйству. А необычным он стал потому, что на нем помимо людей присутствовали собаки. В сопровождении своих четвероногих поводырей на встречу прибыли сразу три незрячих человека. Обычно степенные, на радостях лабрадоры устроили кутерьму, но быстро взяли себя в лапы и улеглись на пол. Их доброжелательности друг к другу и не знакомым для них людям можно было только позавидовать. Однако, сопровождая хозяев, они зачастую наталкиваются на ничем не объяснимую ненависть со стороны окружающих.

Свободное перемещение

Поводом к большому разговору о проблемах инвалидов, связанных с транспортом, стал случай с незрячей уфимкой Ксенией Минелбаевой, который произошел в августе и сразу же стал резонансным, пояснил модератор круглого стола председатель общественного совета при госкомтрансе Рустам Баязитов. Ксения с дочкой в сопровождении собаки-поводыря сели в 269-й автобус. По закону она имела на это полное право, однако водитель считал по-другому. Он набросился на девушку с обвинениями, произошел конфликт.


Оценкой незаконных действий водителя сейчас занимается прокуратура. Что нужно сделать, чтобы подобные ситуации не повторялись впредь и транспорт был для инвалидов действительно доступным?


— По закону инвалид имеет право на свободное перемещение, — подчеркнул председатель госкомитета по транспорту Тимур Мухаметьянов. — Мы для этого создадим любые условия, чтобы никто из наших пассажиров не чувствовал себя ущемленным. Для создания безбарьерной среды делается многое, но мы находимся еще в самом начале пути.


Упомянув республиканскую программу «Доступная среда», руководитель ведомства сообщил: для удобства маломобильных граждан переоборудовано 18 автовокзалов, 10 кассовых пунктов, обновляется подвижной состав. До конца года «Башавтотранс» получит 527 новых автобусов большого и среднего класса, в следующем году планируется закупить еще 62 машины. Более 200 городских автобусов заменят в Уфе частные перевозчики. Весь новый транспорт приспособлен для маломобильных граждан. Кроме того, начата работа по созданию в республике службы социального такси, которое будет перевозить инвалидов.


— Что касается неприятных ситуаций, то каждая из них рассматривается в приоритетном порядке, — отметил Тимур Мухаметьянов, возвращаясь к случаю с Ксенией. — Мы всегда на стороне пассажира, тем более маломобильного. Если перевозчик не проявил к нему должного уважения и его действия противоречат требованиям законодательства, меры будут приниматься максимально жесткие.

Нестыковка в законах

Однако, как выяснилось, дело тут не только в водителях, которых раздражают собаки, но и в нестыковке в законодательстве.


— С точки зрения федерального закона, собака-проводник — это техническое средство реабилитации. А по республиканскому закону она домашнее животное. Последним же доступ на социальные объекты запрещен, — пояснил заместитель руководителя регионального отделения «Молодой гвардии» «Единой России» Юрий Кабашов. — Мы провели мониторинг и поняли, что многие не знают о правах людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда мы входили с инвалидом и собакой-проводником в торговые центры и кафе, на нас смотрели, будто не собака это, а розовый единорог. Попыток выгнать не было, но на нас многие показывали пальцем: «Смотри, смотри, с собакой зашли».


Между тем, по мнению Юрия Кабашова, решить этот вопрос можно просто: достаточно внести в закон о домашних животных оговорку «за исключением собак-проводников». Чтобы граждане в инвалида пальцем не тыкали: «У вас собака, и она без намордника», подчеркнул он.


То, что для собаки-поводыря нужно ввести особый статус, отметила и Гузель Хасанова, инвалид по зрению и руководитель клуба собак-поводырей «Актырнак», под ногами которой на круглом столе безмятежно спал ее черный лабрадор в специальной шлейке. Подобное уже сделано в Ленинградской, Курской и других областях, пояснила девушка. Это позволит снять целый ряд вопросов.

Такси, вези

Проблемы инвалиды испытывают и с таким «индивидуальным» видом транспорта, как такси.


— Чтобы приехать сюда, мы с Ксенией сорок минут ждали такси — никто из водителей не хотел брать заказ из-за двух собак-поводырей, — отметила Гузель Хасанова. — В прошлом году, когда прилетела из Москвы, где участвовала в форуме, такси мы ждали 50 минут — я и сотрудник группы сопровождения маломобильных граждан уфимского аэропорта. Вообще, чтобы куда-то поехать, такси надо вызывать минимум за час, хотя подавать машину служба гарантирует в течение 10 минут.


По словам Гузель Хасановой, таксисты также не умеют общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья:


— Я незрячая, и мне непонятно, что за машина около меня остановилась. Есть приказ Министерства транспорта России, который регламентирует посадку-высадку пассажиров с инвалидностью. По документу таксист, подъехав, должен обозначиться, помочь сесть в машину. Почему на региональном уровне подобного приказа нет?


— Мы проводили мониторинг работы такси, — сообщил Юрий Кабашов. — При упоминании собаки половина операторов начинает тянуть время, другие сразу отказывают. Моя машина была в ремонте, и я месяц ездил на такси, спрашивая у водителей, как они обслуживают колясочников, незрячих. Как выяснилось, они вообще не разбираются в этих вопросах, не знают, как к таким людям подойти. Их нужно этому учить. С другой стороны, можно ввести какие-либо послабления, например, по налогам, для служб такси, которые работают без нарушений.


— В течение месяца подготовьте предложения по регламенту в части посадки в такси людей с собаками-поводырями, — отреагировал Тимур Мухаметьянов.


— Все юрлица, индивидуальные предприниматели должны обучить персонал, — подтвердил замруководителя Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Александр Рымарь. — Он должен уметь оказывать услуги людям с ограниченными возможностями здоровья. Если нам поступят звонки об отказе в услуге инвалиду-колясочнику или человеку с собакой-поводырем, мы возбудим производство и привлечем виновных к ответственности. Санкция по данной статье для должностных лиц — 2 — 3 тысячи рублей, для юрлиц — 20 — 30 тысяч рублей.


Возникают у инвалидов вопросы и по социальному такси.


— Его нужно заказывать заранее, за две или три недели. И ездить на нем можно только на социальные объекты: в Фонд соцстраха, Пенсионный фонд, поликлинику, — отметила Гузель Хасанова. — А почему я не могу поехать на нем, например, в аэропорт?

Через бордюр не переехать

Коснулись участники круглого стола и смежной темы — доступной инфраструктуры.


— Доступная среда для меня — это отсутствие препятствий для моего свободного передвижения, — отметил инвалид-колясочник федеральный эксперт Владимир Маргамов. — Однако с трудностями мне приходится сталкиваться ежедневно и, за редким исключением, повсеместно. В Уфе создается только видимость доступности: кнопки вызова не работают, пандусы для безопасного движения непригодны — сплошные рельсы. Бывает, что пандус ведет до двери, а за ней неприступная лестница.


Столь же проблемны подземные переходы.


— На бульваре Славы пандус гладкий, бортиков нет, чуть влево-вправо, и полетишь кубарем, — посетовал Владимир Маргамов. — Поручни расположены широко, с наклонной поверхности на горизонтальную не заедешь — схватиться не за что.


Чтобы дорога была доступной, бордюры занижают, но они все равно остаются высокими — на коляске не проедешь. Бордюр должен иметь высоту не более 1 — 2 сантиметров, уверен эксперт. Тот же бордюр мешает сесть в автобус, ибо останавливается последний не возле него, а на почтительном расстоянии.


— Есть комплексная схема организации дорожного движения, — пояснил Тимур Мухаметьянов. — Там все прописано — каждая улица, каждый тротуар. Подготовьте предложения общественников, где занизить бордюр, а где поднять. То, что сейчас не везде пригодная инфраструктура, — это факт.


До конца года будет принят новый стандарт, прописывающий основные правила для всех перевозчиков — от поведения водителя до того, где должен останавливаться автобус, добавил руководитель ведомства.


Высказывались на круглом столе и другие предложения. Например, перенести трамвайную остановку на Южном автовокзале в Уфе, чтобы с нее можно было пройти сразу к входу, а не путаться в заборах, как сейчас. Или сделать звуковыми, а лучше голосовыми, все светофоры (сейчас зуммерами оборудована половина из них). Вместо звуковой рекламы на остановках оповещать, автобус какого маршрута приближается. Ну и, конечно, оборудовать маячками для «Яндекс-Транспорта» все автобусы, чтобы незрячие могли прослушать эту информацию (пока маячки действуют на отдельных маршрутах).


Все предложения зафиксированы и будут рассмотрены, пообещал Тимур Мухаметьянов.

Вместо послесловия

— Пусть неприятный случай, который произошел с Ксенией на нашем автобусе, будет первым и последним, — отметил руководитель транспортной компании Фанис Батыров, который тоже присутствовал на круглом столе. — Мы сделаем все, чтобы такого больше не было.


Ну а для просвещения как водителей, так и жителей в целом неплохо было бы запустить в городе социальную рекламу, рассказывающую о собаках-поводырях, а в автобусах обозначить стикером место для инвалидов с лабрадорами. Вот такие предложения прозвучали в завершение разговора.


Ну а от себя добавим: будьте добрее — и с инвалидами, и с собаками. Ведь в такой ситуации можете оказаться и вы.


перепечатано из газеты «Республика Башкортостан»

Короткая ссылка на новость: http://sovetbashtransport.ru/~UYR0x

Последние новости